Почему так важны психоэмоциональные переживания? Эмоции, чувства и переживания - как быть в ладу с самим собой?

Почему во многих философиях и учениях считается, что самое ценное для человека на земле – психоэмоциональное переживание. Так ли это? Почему?

Что бы люди ни думали, но у каждого из нас есть свои переживания, хотим мы этого или нет. Наши переживания могут быть явными или скрытыми, острыми или слабыми, осознанными или неосознанными. Так же наши переживания могут отрицаться нами или могут быть вытесненными, но они всё равно есть у каждого из нас.

Каждый момент человеческого существования сопровождается определенным эмоциональным состоянием человека. Хотя исследований не так много в этой области, однако, учеными установлено, что в своих чувствах и переживаниях человек как личность проявляется более ярко, чем в своей интеллектуальной деятельности.

Учеными доказано, что с одной стороны наши переживания связаны с нашими мыслями, а с другой стороны с нашими поступками и поведением. Поэтому, чтобы мы не делали в нашей жизни, как бы не поступали - это следствие наших переживаний.

Можно сказать, что чувства – это одно из самых ярких проявлений личности человека. Именно эмоциональный мир человека и его чувства раскрывают его индивидуальность и характеризуют его как личность.

Например, эмоциональная реакция людей на неудачу может быть абсолютно разной. У одного человека появится чувство неудовлетворенности собой и понизится самооценка, у другого появится отчаяние и депрессия, а у третьего появится боевой дух, активность с желанием соперничать и побеждать. И, исходя из собственного эмоционального переживания, человек начинает действовать далее, совершая определенные поступки. Таким образом, эмоциональные переживания формируют поведение человека.


Как же происходит формирование эмоциональных переживаний?

Для того, чтобы разобраться, почему все-таки у человека появляется та или иная эмоциональная реакция и переживания, нужно вернуться немного назад в его детство, когда только начинает формироваться эмоциональная сфера ребенка.

Формирование эмоциональной сферы и психоэмоциональных переживаний уходят корнями далеко в детство. И все это зависит от реакции родителей на потребности ребенка, которые он выражает с помощью чувств и эмоций уже в первые дни жизни.

Например, когда новорожденный ребенок голоден, то он начинает плакать, таким образом, давая матери сигнал о своем состоянии. Сам по себе плач – это эмоциональная реакция ребенка на дискомфорт, вызванный голодом. Если мать или тот кто ее заменяет отзывается на эмоцию ребенка своей эмоцией с дальнейшим кормлением, то у ребенка появляется ощущение, что его слышат и его понимают.

Таким образом, у ребенка формируется  представление о том, что:

  • 1. чувства можно проявлять, например в данном случает плач.
  • 2. проявление эмоций и переживаний помогает избавляться от дискомфорта, например от голода.
  • 3. у ребенка удовлетворяется потребность в том, что его слышат, его понимают и на его проявления положительно реагируют.

Это значит, что первый положительный опыт выражения собственных чувств стал успешным и его можно использовать в дальнейшем.

Но так бывает не всегда и не со всеми чувствами и переживаниями. Если ребенок сталкивается с негативной реакцией родителей на его переживания, то в дальнейшем ему приходится свои чувства не показывать, прятать и подавлять, ведь он сильно зависит от взрослых. Большое количество неосознанных, непрожитых и подавленных переживаний может накапливаться и приводить к страданиям ребенка.

В большинстве случаев многим так не удается на эмоциональном уровне прожить свои детские страдания, и они остаются скрытым источником новых страданий уже во взрослом возрасте.

Когда чувства не переживаются осознанно, они продолжают оставаться в бессознательном, продолжают подавляться, что может привести к деструктивному поведению (например зависимое или антисоциальное поведение) или к депрессии уже во взрослом возрасте.

Это происходит потому, что в более взрослом возрасте в нашем распоряжении появляются защитные механизмы, которые блокируют и подавляют переживания.

Эти защитные механизмы могут быть в виде:


отрицания, когда, например собственные страдания отрицаются, как будто их и не было;
рационализация, когда формируется представление о том, как должно быть, например формирование чувства долга
замещение того кто на самом деле причиняет страдания;
идеализация, когда человек считает, что страдания пошли ему на пользу;
отреагирование, когда происходит перевод из пассивного страдания в активное и человек заставляет переживать других так же как и ему когда-то пришлось переживать.

Поэтому если чувства подавляются, человек привык их скрывать и подавлять, то ни о каком самовыражении, ощущении свободы и открытости у человека не может быть и речи.


Так что же делать, если вы не в ладу с собственными переживаниями и чувствами?

Когда человек хочет изменить свою жизнь, то он приходит на психотерапию, где может осознать и прожить свое прошлое, почувствовать его. Таким образом становится возможным освободиться от груза неосознанных и скрытых сознанию переживаний, которые вредны как для самого человека, так и его окружающих людей.

И тогда человек сам отказывается от деструктивного поведения, как только начинает жить своими собственными чувствами. При этом появляется опора на себя самого, знание собственных реальных потребностей и чувств и появляется возможность их выразить.

Ведь сами эмоции, чувства и переживания являются сигналами наших потребностей. Именно, будучи чувствительным к своим переживаниям и осознавая их, человек может понять себя, свои желания и осознать свои потребности. В наше время умение чувствовать и осознавать называют эмоциональным интеллектом EQ, который ничуть не менее важен, чем всем известный IQ.

Делая вывод и учитывая важность эмоций в жизни человека, можно сказать, что формирование эмоциональной сферы человека - это основа его душевного равновесия, от которого зависит самоощущение человека в этом мире.

Поэтому я желаю вам внутреннего баланса и гармонии!

Психолог Наталия Колодяжная

Статья написана с использованием материалов книги Алис Миллер "Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я"

Почему во многих философиях и учениях считается, что самое ценное для человека на земле – психоэмоциональное переживание. Так ли это? Почему?

Что бы люди ни думали, но у каждого из нас есть свои переживания, хотим мы этого или нет. Наши переживания могут быть явными или скрытыми, острыми или слабыми, осознанными или неосознанными. Так же наши переживания могут отрицаться нами или могут быть вытесненными, но они всё равно есть у каждого из нас.

Каждый момент человеческого существования сопровождается определенным эмоциональным состоянием человека. Хотя исследований не так много в этой области, однако, учеными установлено, что в своих чувствах и переживаниях человек как личность проявляется более ярко, чем в своей интеллектуальной деятельности.

Учеными доказано, что с одной стороны наши переживания связаны с нашими мыслями, а с другой стороны с нашими поступками и поведением. Поэтому, чтобы мы не делали в нашей жизни, как бы не поступали - это следствие наших переживаний.

Можно сказать, что чувства – это одно из самых ярких проявлений личности человека. Именно эмоциональный мир человека и его чувства раскрывают его индивидуальность и характеризуют его как личность.

Например, эмоциональная реакция людей на неудачу может быть абсолютно разной. У одного человека появится чувство неудовлетворенности собой и понизится самооценка, у другого появится отчаяние и депрессия, а у третьего появится боевой дух, активность с желанием соперничать и побеждать. И, исходя из собственного эмоционального переживания, человек начинает действовать далее, совершая определенные поступки. Таким образом, эмоциональные переживания формируют поведение человека.

Как же происходит формирование эмоциональных переживаний?

Для того, чтобы разобраться, почему все-таки у человека появляется та или иная эмоциональная реакция и переживания, нужно вернуться немного назад в его детство, когда только начинает формироваться эмоциональная сфера ребенка.

Формирование эмоциональной сферы и психоэмоциональных переживаний уходят корнями далеко в детство. И все это зависит от реакции родителей на потребности ребенка, которые он выражает с помощью чувств и эмоций уже в первые дни жизни.

Например, когда новорожденный ребенок голоден, то он начинает плакать, таким образом, давая матери сигнал о своем состоянии. Сам по себе плач – это эмоциональная реакция ребенка на дискомфорт, вызванный голодом. Если мать или тот кто ее заменяет отзывается на эмоцию ребенка своей эмоцией с дальнейшим кормлением, то у ребенка появляется ощущение, что его слышат и его понимают.

Таким образом, у ребенка формируется представление о том, что:

1. Чувства можно проявлять, например в данном случает плач.

2. Проявление эмоций и переживаний помогает избавляться от дискомфорта, например от голода.

3. У ребенка удовлетворяется потребность в том, что его слышат, его понимают и на его проявления положительно реагируют.

Это значит, что первый положительный опыт выражения собственных чувств стал успешным и его можно использовать в дальнейшем.

Но так бывает не всегда и не со всеми чувствами и переживаниями. Если ребенок сталкивается с негативной реакцией родителей на его переживания, то в дальнейшем ему приходится свои чувства не показывать, прятать и подавлять, ведь он сильно зависит от взрослых. Большое количество неосознанных, непрожитых и подавленных переживаний может накапливаться и приводить к страданиям ребенка.

В большинстве случаев многим так не удается на эмоциональном уровне прожить свои детские страдания, и они остаются скрытым источником новых страданий уже во взрослом возрасте.

Когда чувства не переживаются осознанно, они продолжают оставаться в бессознательном, продолжают подавляться, что может привести к деструктивному поведению (например зависимое или антисоциальное поведение) или к депрессии уже во взрослом возрасте.

Это происходит потому, что в более взрослом возрасте в нашем распоряжении появляются защитные механизмы, которые блокируют и подавляют переживания.

Эти защитные механизмы могут быть в виде:

1. отрицания, когда, например собственные страдания отрицаются, как будто их и не было;

2. рационализация, когда формируется представление о том, как должно быть, например формирование чувства долга

3. Замещение того кто на самом деле причиняет страдания;

4. Идеализация, когда человек считает, что страдания пошли ему на пользу;

5. Отреагирование, когда происходит перевод из пассивного страдания в активное и человек заставляет переживать других так же как и ему когда-то пришлось переживать.

Поэтому если чувства подавляются, человек привык их скрывать и подавлять, то ни о каком самовыражении, ощущении свободы и открытости у человека не может быть и речи.

Так что же делать, если вы не в ладу с собственными переживаниями и чувствами?

Когда человек хочет изменить свою жизнь, то он приходит на психотерапию, где может осознать и прожить свое прошлое, почувствовать его. Таким образом становится возможным освободиться от груза неосознанных и скрытых сознанию переживаний, которые вредны как для самого человека, так и его окружающих людей.

И тогда человек сам отказывается от деструктивного поведения, как только начинает жить своими собственными чувства