Отношения между детьми и родителями. Стадии детского психического развития.

Дети, оставшиеся в первые месяцы жизни вообще без внимания взрослых, несмотря на нормальное питание и физический уход, перестают психологически развиваться. Ребенок впитывает в себя то, что дается условиями жизни и воспитанием.  Если же ребенок остается один на один с внешним миром, без «воспитывающей» среды он просто не развивается.  Поэтому на этом этапе много зависит от родителей. И если родители знают основные этапы психического развития ребенка, то это помогает им сделать своего ребенка счастливым и быть эффективными родителями.

Знание основ детской психологии и закономерностей психического развития ребенка необходимо не только для практической работы с детьми, но и родителям, которые хотят понимать интересы своего ребенка, особенности его мышления и эмоциональной жизни. Знание детской психологии помогает родителям устанавливать контакт со своим ребенком, своевременно выявлять и преодолевать отклонения в его психическом развитии, выбирать подходящие формы общения и воспитания собственного ребенка.

Ребенок, по мере своего роста и  развития, на каждой стадии получает свой жизненный опыт, который использует в дальнейшей жизни. И если в жизни что-то случается, то человек как-бы возвращается на тот этап и уровень своего развития, когда ему было комфортно и он чувствовал себя хорошо.

Основные этапы и стадии психического развития у детей :

От 0 до 3 месяцев - аутичная стадия развития, то есть основная функция матери –это удовлетворять желания ребенка. Именно на основании того, как мать удовлетворяет базовые потребности ребенка  формируется базовое доверие ребенка к миру в целом.

От 3 до 6 месяцев - симбиотическая стадия развития. Появляется реакция ребенка на мать и социальная улыбка. В этот период  ребенок начинает осознавать себя  -"я –это весь мир". Это психотический уровень развития, когда ребенок живет таким образом, что "мне плохо то все и везде плохо". В этот период ребенка уже можно начинать структурировать, вводить режим, повторяющиеся ритуалы, с ним нужно говорить и объяснять все свои действия. На этой стадии развития ребенку важно учиться удерживать дискомфорт, что важно для дальнейшего развития.

С 6 месяцев до 3 лет начинает происходить отделение и сепарация от матери. Если раньше было полное слияние потребностей матери и ребенка, то с 6 месяцев начинается постепенное отделение и у ребенка начинает формироваться отдельная личность, свои отдельные потребности.

От 6 до 9 месяцев – этап  дифференциации, когда начинает формироваться так называемое ЕГО ребенка. В это период у ребенка восприятие окружающего мира происходит через мать, при этом ребенок начинает замечать других людей. Это можно заметить, когда ребенок вдруг начинает сильно реагировать на чужих людей, он может их бояться и плакать. Но если мать ведет себя спокойно, то и ребенок успокаивается.

От 9 до14 месяцев – это период инициативы у ребенка. Это уретральная фаза развития.  Ребенок начинает практиковать, то есть пробовать активно изучать мир. Поэтому в этот период  очень важно для ребенка организовать пространство, ведь ребенок еще не понимает слово "нельзя", он понимает только пробуя что-то новое и экспериментируя. В этот период у ребенка нельзя отнимать, а нужно заменять, иначе отнимая у ребенка что-то -  мать забирает у ребенка инициативу и желание пробовать. В этот период ребенку важны эмоции от матери, поэтому дети все делают, чтобы получить мамы эмоцию. При этом детям на этом этапе неважно какую эмоцию  – позитивную или негативную, главное, что мама на него реагирует.

От 14 до 24 месяцев - проходит стадия воссоединения. Это анальная стадия развития. В этот период ребенок соединяет все вместе предыдущие стадии развития. Для ребенка это период творчества, ребенок пробует себя продолжает активно свою практику и свои эксперименты.

От 24 до 36 месяцев – этап интернализации, это когда ребенок принимает или не принимает какие либо свои части. У ребенка появляется два объекта, Я и Мать, только затем появляются объектные отношения.

В 3 года у ребенка энергия расходуется на эмоции, контроль тела, контроль сфинкеров. В этот период у ребенка появляется образ хорошей и плохой матери. Ребенку важно не доказывать, что вы хорошая мать, иначе он будет думать, что мамы две. Ребенок должен усвоить что мать одна, а не две- хорошая и плохая.

У ребенка должна быть достаточно хорошая мать, которая знает свои потребности и имеет свою жизнь, что дает возможность ребенку научиться переживать дискомфорт и справляться с ним самостоятельно.

С 3 до 6 лет – проходит фаллическая стадия (формируется нарцисстическая часть личности). У ребенка происходит отделение от матери и идентификация с одним из родителей.

Важно, чтобы отец в этот период был как объект признания для девочки. В этот период девочке необходимо получить мужскую эмоцию о признании ее женственности, для того чтобы она чувствовала себя привлекательной и уверенной как девочка. Для этого девочка должна признать мать и  присоединяется к маме чтобы подражать ей и учиться быть женщиной.

Мальчику важно  на этой стадии развития подражать папе, чтобы учиться быть мужчиной, а  потом получить признание и подтверждение у мамы, о том, что он будущий мужчина.

В будущем это обеспечивает успешное развитие женской идентичности у девочек и мужской идентичности у мальчиков.

В этот период начинается формирования женственности и мужественности и может сопровождаться первой мастурбацией.

С 6 до 10 лет это латентный период- когда ребенок познает и учится, ему все интересно, поэтому важно давать делать ребенку все что хочет. Главное в этот период, чтобы ребенок научился завершать начатые дела, а не бросал на полпути. Ребенка нужно структурировать, но не мешать при этом.

С 10 до 14 лет – проходит пред подростковый период, когда возобновляется мастурбация. Дети это делают, потому что им необходимо снять чувство тревоги  из-за того, что сильно меняется тело. Но как по-другому себя успокоить они пока не знают.

Родителям важно сильно не злиться на ребенка,  но и не игнорировать его, иначе ребенок  все будет делать для того, чтобы привлечь внимание родителя, при этом неважно отрицательное или положительное.

Если ребенок в этот период ведет себя агрессивно, то желательно в этот момент не отвечать ребенку, а ответить когда он спокоен и готов вас слышать, тогда вы сможете спокойно поговорить.

С 14 до 18 лет – проходит подростковый период. В этот период родителям важно быть достаточно принимающими, тогда  и отношения будут доверительными с ребенком.  Только доверительные отношения с вашим ребенком помогут спокойно пережить подростковый возраст.

 

При успешном прохождении всех стадий психологического развития ваш ребенок вырастет психически здоровый, самостоятельный и успешный в будущем. И задача родителей помочь ребенку вырасти именно таким.

Успешного и эффективного вам родительства!

Психолог и психотерапевт Наталия Колодяжная.